О проблеме. В отличие от НЭк-модели нынешние правила экономической деятельности не стимулируют
первоочередное развитие потенциала своей страны, определяющего её
конкурентоспособность. "Вненациональная" часть бизнес-сообщества
интенсивно хлопочет о стирании границ (чтобы получить неограниченный
доступ к дешёвой рабочей силе, энергоносителям, сырью и др. ресурсам). Немалая часть "вненациональных" государственных деятелей, призванных охранять потенциал своей страны и способствовать его развитию, способствует
экстерриториальным устремлениям таких бизнесменов. Усилия этого
"вненационального" люда прирастают: он инициирует создание различных
средств глобального управления экономическим поведением, которые бы
стали выше национальных. Одним из наиболее "значительных достижений"
"вненационалистов" стал ЕС.
О цели государственного управления и потенциале страны
Цель государственного управления -
защита потенциала страны и его развитие посредством правового регулирования
процессов статусной конкуренции между физическими и юридическими лицами.
Что
представляет собой потенциал страны? И какие его составляющие в
принципе могут изменяться под влиянием государственных управляющих воздействий?
□ Потенциал страны определяется характеристиками населения, естественной среды его обитания и искусственных систем организации и обеспечения жизни.□
Население
характеризуется [помета ∆ означает весьма слабую управляемость (или
полную неуправляемость) посредством государственных воздействий; помета
○ - потенциальную управляемость]:
∆ численностью, половой и возрастной структурами, рождаемостью и смертностью, плотностью;
∆ уровнем здоровья;
∆
уровнем культуры, который характеризует отношение населения к
генофондам семьи, нации и биосферы (определяемое образом жизни — и
прежде всего стремлением к сохранению окружающей среды и укреплению
семьи, качеством питания, жилья и отдыха, интеллектуальной и
физической активностью, степенью распространенности полезных
гигиенических привычек и разрушающих генофонды вредных привычек);
отношение к труду, образованию, творчеству (в частности, к искусству),
сохранению укрепляющих семью и нацию традиций;
∆
уровнем изобретательности (определяется числом и значимостью открытий,
изобретений; количеством и уровнями создаваемых и применяемых средств
и технологий);
○ профессиональной и квалификационной структурами трудоспособной части населения.
Естественная среда обитания населенияхарактеризуется:
∆ запасами питьевой воды и воды для хозяйственных нужд;
∆ размерами и плодородием земель;
∆ полезными ископаемыми (особенно источниками сырья для производства энергии и необходимых продуктов);
∆ реками, озерами и морями (в частности, их пригодностью для промысла и судоходства);
∆
размером и географическим положением территории страны, растительностью
и животным миром (в частности, их промысловыми характеристиками),
рельефом, климатическими условиями и подверженностью стихийным
бедствиям (прежде всего: сильным землетрясениям и наводнениям).
Искусственные системы организации и обеспечения жизни (среди них – СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ) характеризуются:
○
уровнем удовлетворения спроса на воду, энергию, продукты питания,
жилье, одежду, медицинское обслуживание, социальное обеспечение;
○ уровнем удовлетворения спроса на производственное сырье;
○ уровнем развития экономических механизмов;
○ уровнем охраны окружающей среды;
○
уровнем информационного обеспечения (определяется распространенностью и
совершенством сервисов, доступных населению в образовательных, научных,
производственных и др. процессах, связанных с построением и применением
s-моделей систем понятий и систем знаний); ○ уровнем обеспечения коммуникационными средствами (связи и транспорта);
○ уровнем защиты населения и среды обитания от эпидемий, стихийных бедствий и техногенных катастроф;
○
размером созданного национального богатства (определяемого количеством
и качеством действующих систем обеспечения энергией, водой,
продовольствием, национальным арсеналом s-моделей систем понятий и
систем знаний, коммуникационными средствами (связь, транспорт);
количеством и качеством жилищ, сооружений хозяйственного,
образовательного, научного, оздоровительного, оборонного и культурного
назначения; количеством и качеством средств производства и средств для
образовательной, научной, оздоровительной, оборонной и культурной
деятельности; количеством и качеством средств защиты населения и среды
обитания от эпидемий, стихийных бедствий и катастроф;
неприкосновенными запасами необходимых средств жизнеобеспечения
населения; запасом драгоценных минералов, металлов и валюты);
○
уровнем правового обеспечения (определяется составом и качеством
действующих законов (качество закона определяется степенью
соответствия регулируемому этим законом разделу процессов статусной
конкуренции));
○
уровнем правоохранительного обеспечения (определяется раскрываемостью
нарушений законов и неотвратимостью судебной ответственности);
○ уровнем обороноспособности;
○
уровнем обеспечения национальной безопасности (определяется уровнем
готовности к обнаружению и пресечению посягательств на свободы и права
граждан, потенциал и государственные институты страны).
Потенциал
страны изменяется прежде всего в результате экономической деятельности
населения страны. При этом государственные правовые управляющие
воздействия должны направлять её на развитие потенциала страны. Для этого необходимо иметь представление об изменениях всех составляющих потенциала страны.
Распространённые попытки упростить и зафиксироватьs-модели объекта
государственного управления (процессов статусной конкуренции) и
показателя эффективности управления (потенциала страны) отражают
стремление свести задачу государственного управления к некоторой
имитации.
Несоответствие
экономического поведения населения страны и функционирования
государственного механизма задачам защиты и повышения потенциала страны приводит в итоге к одному из двух исходов:
1.
производятся плановые изменения экономического поведения и
государственного механизма, направленные на уменьшение несоответствия;
2.
экономическое поведение и государственный механизм не приводятся в
соответствие и тогда неуклонно ослабляется потенциал страны.
Этот
вариант делает весьма вероятным итоговое (в историческом масштабе
времени) исчезновение всей государственной системы. Исчерпание
ресурсного обеспечения (связанное, прежде всего, со снижением
продуктивности квалифицированного труда) неизбежно ослабит даже самую
мощную и агрессивную власть, а «истрепанная» таким государственным
управлением страна станет «материалом» для «дробления» или
«объединения».